19-20 век породил запредельное количество мифов которые тиражируются разными людьми и группами. Большинство людей имеют дело с интерпретаторами: философы, социологи, психологи, учителя школ, преподаватели ВУЗов, бизнес-тренеры, режиссеры, журналисты и т.п. Они, увы, занимаются мифотворчеством или тиражируют мифы, в большинстве случаев даже не понимая этого.
Существует много мифов и заблуждений про ушу (кунфу). Вот дюжина самых распространенных:
- Ушу — это китайская гимнастика
- Стили ушу бывают боевые и оздоровительные
- Существуют два разных единоборства — «ушу» и «кунфу»
- Боевыми искусствами занимались в основном монахи в монастырях.
- Основа китайского ушу — стиль монастыря Шаолинь
- Существовало два шаолиньских монастыря — Северный и Южный.
- Существует объективное деление ушу на «внутренние» и «внешние» стили.
- Стили ушу возникли из подражания животным
- Джеки Чан в совершенстве владеет всеми существующими стилями ушу
- Брюс Ли — лучший боец ушу всех времен и народов
- Одним из величайших мастеров китайских боевых искусств современности является Вон Кью-Кит.
- Мастер ушу (кунфу) — только тот, кто ездил в Китай.
Попробуем разобраться, в чем именно состоят заблуждения и неверные представления об ушу и как они появились.
1. Ушу — это китайская гимнастика
Есть такая шутка: «Не путайте каратэ с распространенным в нашей стране одноименным видом спорта». То же можно сказать и про ушу. Термин «ушу» — это общее название для всех боевых искусств Китая, коих множество. Школы ушу разных стилей практикуют комплексы формальных упражнений (таолу), выполнение которых дает оздоровительный эффект и поэтому используются как лечебная физическая культура (ЛФК). В то же время, некоторые таолу содержат приемы фехтования и сложные акробатические элементы, выполнение которых доступно только спортсменам высокого класса. Понятие «кунфу» означает мастерство в любой области; в США так стали называть китайские боевые искусства.
2. Стили ушу бывают боевые и оздоровительные
Стиль – это манера и характер ведения боя, а также индивидуальные особенности носителей стиля. Стиль может быть жестким или мягким, иметь ряд других характеристик. Оздоровительные методики стиля построены на равновесии, на плавных и медленных движениях, сочетаемыми с ритмом дыхания и выполняемых по округлым траекториям. То, что называют боевыми стилями основано на жестких, быстрых и прямолинейных движениях. Основные принципы приемов в обоих случаях не меняются. Поэтому те, кто занимается для оздоровления, не практикуют спарринги, а изучают формальные комплексы таолу. А те, кто хочет научится побеждать в рукопашном бою, совершенствуют работу с партнером, отрабатывают удары на мешках, изучают приемы фехтования, саньда и шуай цзяо. Но все это возможно в рамках одной школы и одного стиля, так как многие стили содержат и боевой, и оздоровительный аспекты.
3. Существуют два разных китайских единоборства — «ушу» и «кунфу»
Слово «кунфу» (кунг фу) – это искаженное китайское понятие «гун фу«, которое переводится как усердная работа, самосовершенствование, радение, тренинг. Когда ушуисты отрабатывают таолу, они уровень затрат на достижение определенного уровня определяют понятием гун фу, т.е. тренировка, практика. Поэтому, иногда разными терминами «ушу» и «кунфу» обозначают одно и то же явление. Традиционные названия китайских единоборств — гошу, уи, цюаньфа, цюаньшу, и только в ХХ веке их вытеснило название ушу, а позже, на Западе — кунфу. Ушу объединяет все стили китайских воинских искусств, а гунфу это система психофизического тренинга в конкретном стиле.
4. Боевыми искусствами занимались в основном монахи в монастырях.
На самом деле во все времена люди занимались боевыми искусствами потому, что это было необходимо для их выживания, не ради развлечения или поправки здоровья (такие тенденции стали появляться лишь в конце XIX века). Это люди, чья профессия была связана с необходимостью быть готовым к бою: военные, охранники караванов, жители спорных или пограничных территорий, телохранители, «работники ножа и топора». Ушуисты говорят, что людей с высоким уровнем мастерства можно встретить по разные стороны баррикад. Некоторые разбойники официально включены в генеалогию стиля: например, в одной из ветвей стиля богомола; мастер багуачжан Лю Дэкуан учился у бродячего бандита. Изучалось ушу и в китайской армии, о чем есть немало свидетельств.
Монастырь же – это место религиозной практики. Даже в знаменитом монастыре Суншань Шаолинь боевыми искусствами занимались не все монахи. Если обратиться к истории Шаолиня, то можно увидеть, что для защиты от нападений разбойников формировалась охрана из монахов, которые еще в мирской жизни были хорошо знакомы с боевыми искусствами. Нередко «монахами-воинами» становились, например, участники разгромленных антиправительственных организаций, скрывавшиеся от властей. Иногда наставники монастыря специально привлекали мастеров извне для охраны. Наставник Цзюэюань (династия Сунь) разработал пятиступенчатую систему обучения и свои знаменитые «72 приема»; а патриарх Фуцзюй (династия Юань) пригласил восемнадцать знаменитых мастеров, которые значительно разнообразили и обогатили монастырскую технику.
5. Основа китайского ушу — стиль монастыря Шаолинь
Шаолиньское ушу — это не один стиль, а конгломерат стилей. В монастыре нередко было несколько учителей одновременно, каждый из которых обучал своих учеников, и делал это по-своему. В результате о едином стиле говорить невозможно. Естественно, за века совместной жизни и параллельного преподавания происходил обмен техникой и методиками преподавания, но никто и никогда не ставил задачу стандартизации. И поэтому сейчас занимающиеся шаолиньским ушу обычно уточняют, что практикуют такой-то из шаолиньских стилей, ведь заниматься всеми шаолиньскими стилями одновременно — весьма сложно.
6. Существовало два шаолиньских монастыря — Северный и Южный. Южный был сожжен маньчжурами за антиправительственную деятельность, и от уцелевших монахов пошли южные стили ушу
Если в существовании Северного Шаолиня (монастыря Шаолинь на горе Суншань в уезде Дэнфэн провинции Хэнань) никаких сомнений нет — он существует до сих пор — то с южным все не так просто. В первой половине XX века знаменитый исследователь ушу Тан Хао из Центрального Института гошу в Нанкине посвятил этому вопросу специальное исследование. Он поехал в провинцию Фуцзянь, где, согласно легенде, находился монастырь Южный Шаолинь, и первым делом обнаружил, что разные географические ориентиры (горы и т.п.), рядом с которыми согласно легендам стоял монастырь, в реальности отделены друг от друга сотнями километров и в некоторых случаях даже находятся в разных провинциях. Изучение уездных документов, в которых были зафиксированы все когда-либо стоявшие в этих уездах храмы, также не позволило обнаружить хотя бы один храм с названием, похожим на «Шаолинь». Зато обнаружилось удивительное совпадение перипетий легендарной истории храма, имен основных персонажей с текстом средневекового романа «Вань нянь цин», где рассказывается о тайном путешествии на юг маньчжурского императора и об уничтожении монастыря Южный Шаолинь. На основании своего исследования Тан Хао сделал однозначный вывод: никакого монастыря Южный Шаолинь не существовало, а вся история является пересказом романа XVIII века, содержание которого, попав в крестьянскую среду, стало передаваться из уст в уста, и в итоге было принято за рассказ о реальных событиях.
7. В ушу уществуют «внутренние» и «внешние» стили. К «внутренним» относятся тайцзицюань, багуачжан и синъицюань, к «внешним» — все остальные
Впервые термин «нэйцзя цюань» — «кулак внутренней семьи» — упоминается в «Эпитафии на могильном камне Ван Чжэннаня», датируемой 1699 годом. Однако речь там идет вовсе не о тайцзи цюань, синъи цюань и багуа чжан (кстати, багуа чжан тогда и не существовало), а о конкретном стиле с названием «нэйцзя цюань», к настоящему времени исчезнувшем.
Впервые обобщение трех упомянутых стилей под единым термином «нэйцзя цюань» возникло на рубеже XIX-XX веков, когда мастер синъи цюань Сунь Лутан с несколькими другими пекинскими мастерами, побратавшись, открыли зал боевых искусств, где стали преподавать тайцзи, синъи, тунбей и багуа. Зал этот был назван «Зал стилей внутренней семьи». Изначально там собрались мастера четырех стилей, решивших объединить свои знания в единый стиль, но потом мастер северо-восточного тунбэй цюань Чжан Цэ поссорился с Сунь Лутаном и покинул эту компанию, и остались там мастера только трех стилей. Невежественные люди начали называть преподававшиеся там стили «внутренними». Книги Сунь Лутана, где он говорил о том, что суть у тайцзицюань, багуачжан и синъицюань на самом деле одна (как и у всех прочих стилей) лишь усугубили это недопонимание: люди стали говорить, что, якобы, Сунь Лутан утверждал, что эти стили являются внутренними. В одной из своих самых знаменитых статей, написанной в 1929 году Сунь Лутан первую четверть статьи посвятил тому, чтобы заклеймить позором тех, кто пытается делить стили ушу на «внутренние» и «внешние», а остальные три четверти рассказывал про свою беседу со старым мастером Сун Шижуном, который высказывал мысли о том, что «внутренними» и «внешними» бывают не стили, а методы тренировки, и что в любом стиле могут быть как «внутренние», так и «внешние» методы.
8. Стили ушу возникли из подражания животным
Миф о «подражательности» ушу сформирован гонконговским кинематографом. Целью занятий боевыми искусствами была победа в поединке. При этом отдельные приемы и способы их применения, действительно могли объяснять путем сравнения с движениями какого-либо животного ради удобства понимания. Так, создатель стиля богомола во главу угла поставил непрерывную атаку и защиту обеими руками одновременно, и сравнил применяемые при этом захваты рук противника с тем, как крепко богомол цепляет что-либо своими лапками. В подражательных стилях отдельные базовые приемы сравнивают с движениями животных — медведя, змеи, дракона, но сравнение каждый раз касается сути одного конкретного движения или типа движений (удар, захват, удушение и т.п.). В распространенном в провинции Фуцзянь стиле тигра за основу взята идея яростного напора (тактика непрерывных атак), а вовсе не бегание на четвереньках и кусание противника. В некоторых стилях комплексы, в которых была зашифрована техника ведения боя с земли и, соответственно, было много движений, связанных с падениями и акробатикой, называли комплексами «пьяного». В Средние века, упорядочивая технику шаолиньского ушу, Цзюэюань с товарищами разбили приемы на пять групп и условно обозначили каждую группу названием одного животного.
В XX же веке о боевых искусствах стали говорить те, кто ими сам не занимался, и вектор поменялся на противоположный: теперь стали идти не от сути, а от внешней формы. Услышали в Гонконге про то, что шаолиньский стиль делился на пять направлений, связанных с животными — и стали появляться фильмы про «пять животных стилей Шаолиня». Понадобилось еще снять что-нибудь — и придумали «стиль пьяницы». Дальше — больше «стиль змеи», «стиль спящего», «стиль шахматных фигур». В Китае шли похожим путем, только там основной определяющей идеей придумывания новых подражательных стилей была зрелищность спортивных состязаний. Из стиля орлиных когтей убрали боевую составляющую, но зато добавили движений, имитирующих кружащегося в полете орла. Лобовой град ударов стиля богомола заменили на раскачивания корпусом в низком приседе, имитирующие раскачивание богомола, сидящего на ветке. Понадобилось еще народ удивить — вспомнили про роман «Путешествие на Запад» и придумали комплекс «обезьяна с шестом». Ну а потом фантазеры, по мере необходимости тут же стилям древнюю генеалогию напридумывали. «Пьяный меч», оказывается, от средневекового поэта Ли Бо происходит, который, подвыпив, любил с мечом упражняться, и упоминания «стиля обезьяны» в исторических документах находят. О том, что в исторических документах речь идет совсем о других стилях, которые существуют до сих пор, но с демонстрируемыми на состязаниях стилями никак не связанными, предпочитают умолчать.
9. Джеки Чан в совершенстве владеет всеми существующими стилями ушу
Джеки Чан обучался в театральной школе, где его учили приемам сценического боя. Боевым искусствам он не обучался вообще. Сомневающиеся отсылаются к его автобиографической книге «I am Jackie Chang» (русский перевод — «Я, Джеки Чан», выпущен издательством «София»). Все, что он показывает в фильмах — театр и акробатика. Некоторые стили ушу он выдумывал специально для фильмов.
10. Брюс Ли является лучшим бойцом кунфу всех времен и народов
Образ Брюса Ли сильно раздут. Непредвзятый анализ его биографии показывает, что «множеством проведенных в детстве уличных схваток» названы обычные мальчишеские драки, что драка двух 20-летних парней в США названа «боем с представителем китайской диаспоры, не желавшей, чтобы Брюс Ли обучал секретам китайских боевых искусств представителей других национальностей». Не выдерживает проверки и утверждение о том, что Брюс в совершенстве овладел стилем винчунь. Достоверно известно что он взял несколько уроков стиля богомола у одного гонконговского мастера. Все сходятся на том, что Брюс Ли от природы обладал выдающимися физическими данными. Просто в конце 1960-х Китаю требовался национальный герой, и им стал Брюс Ли, удачно «раскрученный» прессой и киноиндустрией. Кроме того, Брюс Ли стал одним из первых, кто популяризовал ушу в США, и со временем американский взгляд на Брюса Ли утвердился в массовой культуре.
11. Одним из величайших мастеров китайских боевых искусств современности является Вон Кью-Кит.
Книги Вон Кью-Кита — это классическая коммерческая макулатура на тему китайских боевых искусств. Обычно эти книги производят положительное впечатление лишь на тех, кто вообще не знаком с описываемыми в них вещами. Так, книга Вон Кью-Кита по тайцзицюань представляет собой сваленные в кучу базовые сведения по этому направлению, причем в стиле «галопом по европам» (если в китайских руководствах по тайцзицюань описанию одного движения, бывает, по несколько страниц отводится, то здесь на комплекс из 24 движений ушло аж 7 страниц текста и 8 страниц плохих рисунков). Книга Вон Кью-Кита про шаолиньское ушу с реальным боевым искусством монастыря Шаолинь вообще никак не соотносится — достаточно сравнить ее с многочисленными китайскими изданиями, посвященными шаолиньскому ушу, которых в последние два десятилетия вышло огромное количество. Сам Вон Кью-Кит — актер кино и культурист, а не мастер ушу.
12. Мастер ушу (кунфу) — только тот, кто ездил в Китай.
Бытует мнение, что если съездить в Китай (или Вьетнам), то по приезду можно себя величать виртуозом кунфу, «посвященным» мастером, «носителем» ключей открывающих потаённые знания. Ответьте себе на такой вопрос, можно ли чему-либо научиться, к примеру, если съездить в США и зайти мимоходом в технологический университет. Никакая туристическая поездка «к местам обетованным» не даст значимых сдвигов. У нас можно встретить немало «мастеров», которые «в горах Китая встретили Учителя и обучились у него секретным знаниям«. А ведь мастерство — хоть в Китае, хоть в Украине – это годы практики и тяжелых тренировок.
По материалам С. Березнюка
спасибо ) !
Спасибо за ликбез! Всегда интерессно узнать истину=)
Спасибо большое за достоверную информацию!
Никого не волнует, что авторы статьи даже не знают как пишется «Кунг Фу»?
Наталия, существует китайское понятие «гунфу» (功夫), которое означает «мастерство» в любой сфере — боевом искусстве, кулинарии, поэзии, живописи и так далее. Привычка произносить «кунг-фу» пришла в нашу культуру через вторичный перевод американских переводов гонконгских боевиков. Перевод с кантонского диалекта, тем не менее, должен звучать именно как «кунфу». Поэтому написание «кунфу» как раз говорит о том, что человек точно знает, о чем пишет. Хотя вернее всего вообще отказаться от этого термина и пользоваться аутенчиным «ушу». Детальнее можете почитать в книге Маслова «Небесный путь боевых искусств. Духовное искусство китайского ушу», 1994 год.